Иммунитет что это 4 класс

Иммунитет что это 4 класс


Комментарии преподавателя

Че­ло­век живет в окру­же­нии огром­но­го ко­ли­че­ства мик­ро­ор­га­низ­мов, бак­те­рий, ви­ру­сов, гри­бов. Но из 1,5 млн видов, ко­то­рые нас окру­жа­ют, прак­ти­че­ски 50 тысяч видов ведут па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни. Люди очень дол­гое время не до­га­ды­ва­лись о таком пре­ми­лом со­сед­стве. Лишь в 1675 году, бла­го­да­ря от­кры­тию гол­ланд­ско­го ма­ну­фак­тур­щи­ка Ан­то­ни ван Ле­вен­гу­ка, че­ло­век впер­вые смог уви­деть мир мик­ро­ор­га­низ­мов (см. Рис. 1). Ан­то­ни ван Ле­вен­гук изоб­рел мик­ро­скоп, и имен­но в него уви­дел пер­вые мик­ро­ор­га­низ­мы.

 Он дал им на­зва­ние «ани­маль­ку­линз», от ла­тин­ско­го слова «зверь­ки». Мы же их на­зы­ва­ем мик­ро­ор­га­низ­ма­ми.

 Иммунитет что это 4 класс

Рис. 1.

Пер­вы­ми бак­те­рии встре­ча­ют кожа и сли­зи­стые (см. Рис. 2). По­лез­ные бак­те­рии сим­бион­ты живут на их по­верх­но­сти и гу­би­тель­но дей­ству­ют на бо­лез­не­твор­ные ор­га­низ­мы. Од­на­ко из-за ослаб­ле­ния ор­га­низ­ма, из-за пе­ре­охла­жде­ния, ак­тив­ность по­лез­ных бак­те­рий резко па­да­ет. Сли­зи­стые вы­де­ле­ния уда­ля­ют пыль и мик­ро­бы, а также вы­ра­ба­ты­ва­ют гу­би­тель­ные для бак­те­рий ве­ще­ства. Их на­зы­ва­ют ан­ти­бак­те­ри­аль­ны­ми.

Попытка бактерий проникнуть через кожный барьер

Рис. 2. По­пыт­ка бак­те­рий про­ник­нуть через кож­ный ба­рьер

Вто­рым ба­рье­ром яв­ля­ют­ся стен­ки ка­пил­ля­ров и лим­фа­ти­че­ских со­су­дов, через ко­то­рые уда­ет­ся про­ник­нуть да­ле­ко не всем мик­ро­бам.

Попытка бактерий проникнуть через стенку капилляра

Рис. 3. По­пыт­ка бак­те­рий про­ник­нуть через стен­ку ка­пил­ля­ра

Тре­тьим ба­рье­ром яв­ля­ют­ся клет­ки крови. По­па­да­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий в ор­га­низм вы­зы­ва­ет за­бо­ле­ва­ние. Такое за­ра­же­ние на­зы­ва­ют ин­фек­ци­ей, а за­бо­ле­ва­ние  – ин­фек­ци­он­ным. То, что ин­фек­ци­он­ное за­бо­ле­ва­ние вы­зы­ва­ет­ся бак­те­ри­я­ми, впер­вые до­ка­зал ос­но­во­по­лож­ник мик­ро­био­ло­гии Луи Па­стер (см. Рис. 4). По­ми­мо этого, Луи Па­стер изоб­рел спо­соб за­щи­ты про­дук­тов пи­та­ния от порчи путем их быст­ро­го на­гре­ва­ния до 80 гра­ду­сов с по­сле­ду­ю­щим быст­рым охла­жде­ни­ем.

Иммунитет что это 4 класс

Рис. 4.

За­бо­ле­ва­ния при­ня­то де­лить на две груп­пы: общее за­бо­ле­ва­ние, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го стра­да­ет весь ор­га­низм, на­при­мер, такие как грипп или ан­ги­на, и мест­ные за­бо­ле­ва­ния, в ре­зуль­та­те ко­то­рых по­ра­жен толь­ко один орган, на­при­мер, к таким можно от­не­сти боль­ной зуб или вско­чив­ший прыщ. Осо­бен­ность мест­ных за­бо­ле­ва­ний в том, что они могут пе­ре­хо­дить в общие. Но су­ще­ству­ет раз­ни­ца между за­ра­же­ни­ем и за­бо­ле­ва­ни­ем. В ор­га­низм че­ло­ве­ка могут по­пасть бо­лез­не­твор­ные бак­те­рии, но он при этом не за­бо­ле­ва­ет. Это обу­слов­ле­но за­щит­ны­ми си­ла­ми ор­га­низ­ма, т.е. яв­ле­ни­ем им­му­ни­те­та.

Им­му­ни­тет – это спо­соб­ность ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка рас­по­зна­вать чу­же­род­ные со­еди­не­ния и тела и уни­что­жать их. На­зва­ние «им­му­ни­тет» про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го слова immunitus – осво­бож­де­ние. Им­му­ни­тет – это за­щит­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма. И яв­ля­ет­ся функ­ци­я­ми лей­ко­ци­тов и лим­фо­ци­тов.

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка им­му­ни­тет может осу­ществ­лять­ся несколь­ки­ми пу­тя­ми (см. Рис. 5).

Иммунитет что это 4 класс

Рис. 5.

Им­му­ни­тет бы­ва­ет неспе­ци­фи­че­ский и спе­ци­фи­че­ский. Неспе­ци­фи­че­ский им­му­ни­тет был от­крыт в 1883 г. нашим уче­ным Ильей Меч­ни­ко­вым. Часть лей­ко­ци­тов по­па­да­ет в ви­лоч­ко­вую же­ле­зу и лим­фа­ти­че­ские узлы, где они пре­об­ра­зу­ют­ся в клет­ки лимфы, так на­зы­ва­е­мые лим­фо­ци­ты (см. Рис. 6).

Иммунитет что это 4 класс

Рис. 6.

Лим­фо­ци­ты об­ла­да­ют уди­ви­тель­ной спо­соб­но­стью. Они могут рас­по­зна­вать и уби­вать чу­же­род­ные ор­га­низ­мы. Одна груп­па лим­фо­ци­тов рас­по­зна­ет чу­же­род­ные ор­га­низ­мы и дает сиг­нал дру­гой груп­пе лим­фо­ци­тов, ко­то­рые на­чи­на­ют ак­тив­но раз­мно­жать­ся, окру­жа­ют бо­лез­не­твор­ный ор­га­низм или ино­род­ное тело и уни­что­жа­ют его. На этом ос­но­ва­но яв­ле­ние кле­точ­но­го им­му­ни­те­та. Если чу­же­род­ное тело, ко­то­рое еще фи­зио­ло­ги на­зы­ва­ют ан­ти­ге­ном, не может быть сразу уни­что­же­но лим­фо­ци­та­ми, то тогда в дело всту­па­ют лим­фо­ци­ты тре­тьей груп­пы. Они на­чи­на­ют вы­ра­ба­ты­вать спе­ци­аль­ные хи­ми­че­ские ве­ще­ства, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся ан­ти­те­ла­ми. При кон­так­те с ан­ти­ге­ном ан­ти­те­ла уби­ва­ют их. Таким об­ра­зом, ан­ти­те­ла – это хи­ми­че­ские со­еди­не­ния, на­хо­дя­щи­е­ся в плаз­ме крови, име­ю­щие срод­ство к ан­ти­ге­ну и спо­соб­ные уби­вать его. Ан­ти­те­ла раз­но­сят­ся током крови по всему ор­га­низ­му. Встре­ча­ясь с ан­ти­ге­ном, они его уни­что­жа­ют. Хо­чет­ся от­ме­тить, что ан­ти­те­ла об­ла­да­ют спе­ци­фич­но­стью, т.е. срод­ством с ан­ти­ге­ном. Ан­ти­те­ла дей­ству­ют на опре­де­лен­ный ан­ти­ген и не уби­ва­ют дру­гие. Вот по­че­му ан­ти­те­ла, ко­то­рые у нас вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся, до­пу­стим, при за­бо­ле­ва­ни­ях вет­ря­ной оспой, не могут за­щи­тить нас от кори или крас­ну­хи. Им­му­ни­тет, обу­слов­лен­ный в ор­га­низ­ме ан­ти­те­ла­ми, носит на­зва­ние гу­мо­раль­но­го им­му­ни­те­та. Яв­ле­ние гу­мо­раль­но­го им­му­ни­те­та было от­кры­то в 1897 году немец­ким уче­ным Эр­ли­хом. А в 1908 году два уче­ных – Меч­ни­ков и Эрлих – были удо­сто­е­ны Но­бе­лев­ской пре­мии за от­кры­тие ме­ха­низ­мов им­му­ни­те­та.

В ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка име­ют­ся спе­ци­аль­ные за­щит­ные ме­ха­низ­мы, и по­это­му вос­при­им­чи­вость к за­бо­ле­ва­ни­ям за­ви­сит от со­сто­я­ния ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка. В про­цес­се эво­лю­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка сло­жи­лась целая си­сте­ма, ко­то­рая участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии им­му­ни­те­та. К им­мун­ной си­сте­ме от­но­сят­ся крас­ный кост­ный мозг, ви­лоч­ко­вая же­ле­за, лим­фа­ти­че­ские узлы и се­ле­зен­ка (см. Рис. 7).

Иммунитет что это 4 класс

Рис. 7.

Как пра­ви­ло, че­ло­век, пе­ре­нес­ший ин­фек­ци­он­ное за­бо­ле­ва­ние, по­втор­но этим за­бо­ле­ва­ни­ем уже не бо­ле­ет, или про­те­ка­ет оно у него в более мяг­кой форме. Свя­за­но это с тем, что клет­ки лимфы – лим­фо­ци­ты, спо­соб­ные к об­ра­зо­ва­нию ан­ти­тел, – об­ла­да­ют так на­зы­ва­е­мой им­мун­ной па­мя­тью.

От­кры­тие им­мун­ной па­мя­ти поз­во­ли­ло уче­ным раз­ра­бо­тать ряд про­фи­лак­ти­че­ских мер про­тив раз­лич­ных за­бо­ле­ва­ний. К таким про­фи­лак­ти­че­ским мерам от­но­сят­ся при­вив­ки, вак­ци­ны, сы­во­рот­ки.

Около 200 лет назад ан­глий­ский врач Джей­нер за­ме­тил, что до­яр­ки, ко­то­рые ра­бо­та­ли с ко­ро­ва­ми, боль­ны­ми ко­ро­вьей оспой, не за­бо­ле­ва­ли потом че­ло­ве­че­ской оспой. Он решил про­ве­сти опре­де­лен­ный экс­пе­ри­мент, в ходе ко­то­ро­го он до­ка­зал, что если в ор­га­низм че­ло­ве­ку вне­сти жид­кость из ос­пи­нок ко­ро­вы, он потом не будет за­бо­ле­вать че­ло­ве­че­ской оспой. Так была сде­ла­на пер­вая про­фи­лак­ти­че­ская при­вив­ка.

А 80 лет спу­стя Луи Па­стер раз­ра­бо­тал тео­рию вак­ци­на­ции, т.е. пре­ду­пре­жде­ния за­бо­ле­ва­ний в ходе при­ви­вок. Слово «вак­ци­на­ция» про­ис­хо­дит от ла­тин­ско­го на­зва­ния «вак­цио» – ко­ро­ва. Луи Па­стер пред­ло­жил вво­дить че­ло­ве­ку уби­тые или ослаб­лен­ные мик­ро­бы, ко­то­рые уже не могут вы­звать у него за­бо­ле­ва­ния, но зато де­ла­ют его невос­при­им­чи­вым к дан­ной ин­фек­ции. После этих от­кры­тий пред­став­ле­ния об им­му­ни­те­те до­ста­точ­но силь­но из­ме­ни­лись.

Спе­ци­фи­че­ский гу­мо­раль­ный им­му­ни­тет, от­кры­тый Эр­ли­хом, можно раз­де­лить на две боль­шие груп­пы (см. Рис. 8). Этоврож­ден­ный им­му­ни­тет и при­об­ре­тен­ный им­му­ни­тет. Врож­ден­ный им­му­ни­тет че­ло­век при­об­ре­та­ет сразу после рож­де­ния вме­сте с мо­ло­ком ма­те­ри. А вот при­об­ре­тен­ный им­му­ни­тет воз­ни­ка­ет у че­ло­ве­ка двумя пу­тя­ми. Он может быть есте­ствен­ным после пе­ре­не­се­ния ка­ко­го-ли­бо за­бо­ле­ва­ния, или ис­кус­ствен­ным после при­ме­не­ния про­фи­лак­ти­че­ской при­вив­ки. Если че­ло­ве­ку в ор­га­низм вво­дят сы­во­рот­ку, т.е. жид­кость, ко­то­рая со­дер­жит го­то­вые ан­ти­те­ла про­тив мик­ро­бов, вы­зы­ва­ю­щих дан­ную бо­лезнь, такой им­му­ни­тет на­зы­ва­ют пас­сив­ным. Сы­во­рот­ку вво­дят, на­при­мер, для того, чтобы за­щи­тить ор­га­низм от бе­шен­ства. Если же в ор­га­низм вво­дят вак­ци­ну, ко­то­рая со­дер­жит в себе ослаб­лен­ные мик­ро­бы, то им­му­ни­тет, ко­то­рый воз­ни­ка­ет у че­ло­ве­ка, носит на­зва­ние ак­тив­ный. Про­фи­лак­ти­че­ские при­вив­ки необ­хо­ди­мы для предот­вра­ще­ния раз­лич­ных за­бо­ле­ва­ний. Бла­го­да­ря им че­ло­ве­че­ство уже смог­ло спра­вить­ся с та­ки­ми се­рьез­ней­ши­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми, как чума, оспа. Для того чтобы эти бо­лез­ни вновь не вер­ну­лись к нам, необ­хо­ди­мо де­лать про­фи­лак­ти­че­ские при­вив­ки и сле­до­вать ука­за­ни­ям врача.

 Иммунитет что это 4 класс

Рис. 8.

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=ODgnYRIzxuU

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=oqqBBnjZCwY

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=aBlqReXGPXw

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=TxPNea7zE8o

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=oM2CnB8BYnQ

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=NTS-r5yk0Gc

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=B-Dg0PvPhjI

источник видео — http://www.youtube.com/watch?v=pPq5cWk55fw

источник презентации — http://ppt4web.ru/biologija/immunitet-immunnaja-sistema.html

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/tema-5-krov-i-krovoobrawenie/immunitet

 



Source: www.kursoteka.ru


Добавить комментарий