Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их персонала

Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их персонала

Консульские привилегии и иммунитеты

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм международного и внутригосударственного права предоставляет консульскому учреждению и его персонала определенные привилегии и иммунитеты для эффективного выполнения ими своих функций.

Различают два вида консульских привилегий и иммунитетов:

  • 1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения как зарубежного органа внешних отношений государства;
  • 2) привилегии и иммунитеты персонала консульского учреждения (личные привилегии и иммунитеты). Согласно разделу II Венской конвенции оконсульских сношениях 1963 года до привилегий и иммунитетов консульского учреждения относятся:
    • — Неприкосновенность помещений консульских учреждений. Власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения иначе как с согласия главы консульского учреждения. Однако, согласие главы консульского учреждения может предусматриваться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требует неотложных мер защиты. Такой режим неприкосновенности сохраняется даже в случае расторжения консульских отношений между двумя государствами:
      • а) государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства, его архивы;
      • б) представляемое государство может вверить охрану консульских помещений, а также архивы и имущество, находящиеся в них, любому третьему государству, приемлемой для государства, аккредитуется;
      • в) представляемое государство может вверить охрану своих интересов и интересов своих граждан любой третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

В случае закрытия консульства временно или навсегда, вышеуказанные положения применяются в том случае, если у государства, представляемого в государстве пребывания нет ни дипломатического представительства, ни другого консульства. Если представляемое государство не имеет в государстве пребывания дипломатического представительства, но имеет на ее территории другой консульство, этом консульству может быть вверена охрана архива закрытого консульства и, с согласия государства пребывания, выполнение консульских функций в округе закрытого консульства;

  • — Фискальный иммунитет, предполагает освобождение консульских помещений от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением представляют собой плату за конкретные виды обслуживания; иммунитет консульский привилегия
  • — Неприкосновенность консульского архива и документов. Они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения;
  • — Свобода передвижений — государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий ее территории;
  • — Свобода сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Субъектами таких отношений выступают правительство, дипломатические представительства и другие консульские учреждения представляемого государства, где бы они ни находились. При этом консульское учреждение может использовать все средства, которые подходят, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы (Почтовый мешок) и закодированные или шифрованные депеши.

Консульский чемодан, подобно дипломатической, не подлежит ни распечатыванию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания серьезные основания полагать, что в чемодане находится что-то другое, кроме предусмотренных Венской конвенции 1963 года предметов, они могут потребовать, чтобы чемодан был раскрыта в их присутствии уполномоченным представителем государства, представляется. В том случае, если власти представляемого государства, откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Места, образующих вализу, должны иметь необходимые внешние признаки, указывающие на характер груза, и могут включать в себя только официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Чемодан доставляется чаще всего консульским курьером, наделяется специальным документом, указывает его статус и число мест, что образуют чемодан. При выполнении своих функций этот курьер находится под защитой государства пребывания. Он пользуется неприкосновенностью и не подлежит ареста или задержанию в любой форме. Перевозки консульского чемодана может быть поручено командиру судна или гражданского самолета, должны пришвартоваться в порта или приземлиться в аэропорту государства пребывания. Он также наделяется официальным документом, в котором указывается число мест, составляющих чемодан. Но при этом он не является консульским курьером. Консульство может направить лиц из своих работников для получения чемоданы непосредственно и беспрепятственно командира судна или самолета;

  • — Свобода отношений и контактов с гражданами представляемого государства. Она включает в себя следующее:
    • а) такие граждане могут свободно общаться с компетентным консульством и им открыт свободный доступ в такое консульство; консульские должностные лица этого консульства могут свободно общаться с указанными гражданами, и имеют свободный доступ к ним;
    • б) компетентные органы государства пребывания должны без лишнего промедления сообщать консульство представляемого государства, если в пределах ее консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства берется под стражу в ожидании судебного разбирательства, или задерживается в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщение, адресуемых своем консульству этим лицом, также передаются этими органами без промедления;
    • в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина своего государства, который находится в заключении, с целью собеседования с ним, а также принимать надлежащие меры с целью обеспечения ему представительства.

Кроме того, власти государства пребывания относительно консульства обязаны:

  • а) в случае смерти гражданина представляемого государства, сообщить консульство, в округе которого произошла смерть;
  • б) сообщить компетентное консульство без промедления об любой случай, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или недееспособного лица — гражданина представляемого государства;
  • в) если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальном море или внутренних водах государства пребывания или с летательным аппаратом, зарегистрированным в государстве, представляется, произошел несчастный случай на территории государства пребывания, то власти обязаны сообщить ближе к месту события консульство;
  • — Пользование своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания. Консульству принадлежит право пользования государственными флагом и гербом: на дома, занимается консульством, на входной двери этого дома, на резиденции главы консульского учреждения, на средствах передвижения главы этой учреждения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

Следует указать на то, что согласие, которая подразумевается, главы консульского учреждения на вторжение государства пребывания в консульские помещения при пожаре или стихийного бедствия была расценена СССР как нарушение принципа уважения государственного суверенитета, что помешало подписанию настоящей Конвенции Советским Союзом в 1963 году. Вместе с тем практика консульских отношений государств пошла все же путем получения разрешения главы консульского учреждения властями государства пребывания в всех случаях, когда последние намерены вступить в консульские помещения.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских учреждений пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. К личным привилегиям и иммунитетов согласно настоящей Конвенции относятся:

  • — Личная неприкосновенность консульских должностных лиц, что означает, что лицо не подлежит ни аресту, ни предварительному заключению иначе как на основании постановлений судебной власти в случае совершения тяжких преступлений. При этом понятие «тяжкое преступление» определяется по законодательству государства пребывания. В отдельных двусторонних конвенциях в качестве тяжких преступлений определены деяния, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы;
  • — Иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных консульскими должностными лицами и служащими при выполнении ими консульских функций. К действиям, совершаемым ими как частными лицами, применима юрисдикция государства пребывания. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанных с выполнением их функций, или предоставлять официальную корреспонденцию и документы. Изъятие из иммунитета в сферах гражданской и административной юрисдикции в консульских агентов такие же, как и в дипломатических агентов;
  • — Фискальный иммунитет — консульские работники, а также члены их семей, за исключением обслуживающего персонала, освобождаются от всех видов налогов, пошлин и сборов, кроме косвенных налогов, а также сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату;
  • — Таможенные привилегии, предоставляемые государством пребывания для консульских должностных лиц и служащих, а также членов их семей, практически эквивалентны аналогичным дипломатическим привилегиям.

Следует иметь в виду, что объем консульских привилегий и иммунитетов, что закрепляются в двусторонних консульских конвенциях и национальном законодательстве государств, зависят от характера взаимоотношений между конкретными государствами. Так, если государства поддерживают дружеские и разносторонние отношения, они могут предоставить консульские привилегии и иммунитеты друг другу в объеме, соответствует дипломатическим привилегиям и иммунитетам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Согласно ч. 2 статьи 46 Конвенции 1963 г. штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если же консульские должностные лица занимаются такой деятельностью, то на них и членов их семей не распространяются консульские привилегии и иммунитеты.

Все консульские работники, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм



Source: studwood.ru


Добавить комментарий